[26.11.2010] | [Мои статьи] |
Lines. История и эволюция игры (0) |
[29.03.2013] | [Православное видео] |
Архимандрит Савва (Мажуко) "Верующий человек" (1) |
[17.12.2010] | [Мои статьи] |
Блэкджек - правила карточной игры (1) |
Мои статьи [11] | И.С. Тургенев. Творчество [2] | История города Орла [11] | Писатели-орловцы. [1] |
Орловская область. [5] | Православное видео [6] |
Главная » Статьи » И.С. Тургенев. Творчество |
Мастер литературной критики Добролюбов ценил Тургенева на умение художественно воссоздавать становящиеся явления общественной истории, за умение «угадывать новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание», за чутье автора к живым струнам общества, умение тотчас отозваться на всякую благородную мысль и честное чувство, только еще начинающее проникать в сознание лучших людей». Тургенев пристально и проницательно наблюдал зарождающуюся и развивающуюся жизнь. В романах Тургенева имеется тот положительный герой, который понимает потребности данного исторического момента и находится в противоречивых отношениях с косной помещичьей средой. Однако он не способен к движению вместе с историей и потому не находит дорогу к плодотворной общественной деятельности. Центральные персонажи Тургенева – это трагически раздвоенные Рудины, обратившиеся к идее общественного служения, но лишенные трезвого практического сознания; это Лаврецкие, близко стоящие к национальным основам русской жизни, но живущие чувством «живой грусти об исчезнувшей молодости; это демократы Базаровы, вдохновленные высокой идеей отрицания всего крепостнического строя жизни, но сознательно ограничивающие себя задачей разрушения старого; это участники революционного народнического движения Неждановы, мыслящие Гамлеты, глубоко проникающие в закономерности действительной жизни, но не доверяющие своим тонким критическим соображениям. Герои Тургенева - трагические личности, только предваряющие будущее и бессильные справиться с решением тех задач, которые выдвигаются наступающим этапом общественного исторического развития. Несмотря на свои огромные духовные возможности, тургеневские герои приходят к самоотрицании – и не случайно: отсутствуют условия для перехода их в новую стадию духовного развития. Их связи с социальной действительностью совсем не многогранны – они ограничены кругом передовой дворянской среды и случайными встречами с представителями крестьянской массы. Отсюда – относительная неподвижность героев Тургенева, и в этой неподвижности кроется причина их трагической участи. Лиризм тургеневского повествования связан с исканиями и страданиями центрального персонажа, всегда просветителя, который становится жертвой и своей внутренней раздвоенности, разлада натуры и сознательных устремлений к реальному участию в общественной практике, жертвой и своей оторванности от народа, а также объективных исторических обстоятельств, слабости освободительного движения в стране. Писательской критике подвергается герой-просветитель с внутренней готовностью к борьбе с застойными формами жизни, но неспособный к ней. С элегической грустью изображается трагическая участь героя, его социальная обреченность, и в тоне возвышенного лиризма принимаются его романтический подъем, «чистые наслаждения». Автор Курляндская Г.Б. Художественный метод Тургенева-романиста (Из книги И.С. Тургенев и русская литература) Источник: http://www.ozon.ru/context/detail/id/2665037/ | |
Категория: И.С. Тургенев. Творчество | Добавил: letoirina (03.03.2010) | Автор: Автор Курляндская Г.Б. | |
Просмотров: 4867 | Комментарии: 1
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |